Как попасть в мир театра.
Театр- это мистика.
Жанна Крикорова является руководителем театра "Бродячая Собака" с 2012 года. Для нее каждый спектакль- это новая жизнь. Цель "Бродячей Собаки" объяснить зрителю, что он не одинок и любим.
В детстве я была очень серьезным ребенком. Любила читать-это было мое любимое занятие. Для меня поход в библиотеку был, как для детей, Новый Год.
Помню, во втором классе нас повели в библиотеку всем классом. Дома тоже были книги, но папины, взрослые, я их листала, листала, но ничего не понимала. И вот нас повели в детскую районную библиотеку. Библиотекаря звали Юлия Дмитриевна, очень красивая женщина была. Она провела экскурсию по библиотеке, через некоторое время все стали расходиться, и только я осталась. Там были деревянные стремянки, потому что книги были от пола до потолка, я залезла на эту стремянку и просто забыла который час, я все смотрела, смотрела, смотрела. Юлия Дмитриевна увидела меня и сказала, что поможет мне найти хорошую книжку. Тогда она мне дала книжку "Тигренок Васька" про котенка, его проделки.
С этого все и началось...
Каждую неделю я просто бежала до этой библиотеки, чтобы сдать 5-6 книг и забрать новые. Меня ругали, потому что я читала по ночам. Чтобы свет с моей комнаты не был виден, я брала ночник под одеяло, и так читала книжки.
Когда я повзрослела, я очень любила школу. В школе мне все очень нравилось,мне все было интересно, я всем хотела заниматься: и спортом, и рукоделием, и хором. У меня были очень хорошие подружки. Семнадцать девочек из нашего класса жили в одном дворе, из них пятеро в одном доме, а трое в одном подъезде. Ходили друг к другу домой, делились книжками, уроки вместе делали, рисовали для бумажных кукол наряды, собирали фантики от конфет, у кого были двойные, обменивали, такие детские забавы. Но я помню, что была очень серьезной.
Однажды к нам из Армении гости приехали, мы в Норильске жили. Они принесли с собой пластинки армянских народных песен. Когда они уже общались за столом, я вдруг встала и стала танцевать под армянскую музыку. Мне тогда было четыре годика. Потом мне уже мама рассказала, что все были в шоке, что четырехлетний ребенок, который еще не понимает различия национальностей, вдруг стала танцевать армянский танец.
Я была не очень эмоциональная, все эмоции были внутри, я была более закрытая.
Я с детства очень любила театр. У нас был великолепный Норильский драматический театр, там играли очень хорошие актеры, один из них был Иннокентий Смoктуновский, который в будущем стал великим актером, также и Георгий Жженов. Нас, школьников, часто возили на премьеры, и я никогда не забуду свое первое впечатление. Этот запах театра, кулисы, этот момент, когда начинают открываться занавесы... Фильм и театр очень отличаются, в фильме ты не чувствуешь той связи, театр- это вот тут, перед тобой, это то , до чего можно дотронуться , ты это слышишь и видишь, и это происходит здесь и сейчас. Когда занавес открывается- это как будто окно в другой мир, и ты одновременно существуешь в этих двух мирах. Это ощущение невероятного волшебства, которое происходит на твоих глазах, когда ощущается другой мир, который касается тебя тоже. Так я театр и полюбила.
Второе открытие театра для меня было в студенческие годы. Я ходила в Ереване в театр Станиславского. Когда я впервые была в Санкт-Петербурге, я как дикарка накупила билеты на все спектакли, на каждый вечер у меня был запланирован спектакль. Это было уже зрелое погружение в театр. В то время в Ереване был дом офицеров, при котором был театр поэзии, и он объявил кастинг о наборе актеров. Моя подруга, однокурсница, предложила пойти. Мы пошли, нас послушали, и ее приняли , а меня нет. Я думала почему так, ведь я так хорошо читала, это был стих Маяковского. Тогда у меня внутри засел какой-то дух противоречия, что значило, что я не понимаю поэзию. Когда я что-то люблю, и это у меня не получается, это становится для меня проблемой, которую надо решить. У нас была замечательная школа поэтов при университете, где мы собирались. Там мы читали не только свои стихи, но и обсуждали стихи великих поэтов, постепенно мне открывались тайны театра во время поэтических вечеров. Когда я пошла работать в школу, учителем русского и литературы, я начала делать первые поэтические постановки со своими детьми. Мне всегда нравилось преподавать необычно. Мне казалось, что то как преподают литературу в школах, только отталкивает детей. Я делала всякие эксперименты, за что мне попадало невероятно. Я хотела, чтобы мои ученики доказали, почему именно такими нам показывает писатель Онегина или Татьяну Ларину. Мы делали какие-то постановки из Евгения Онегина, где совершенно иначе прочитывали произведение, чем это принято читать. Мне все это очень нравилось. Когда наступала весна- солнце, тепло, а у них все внутри бурлит, они десятиклассники, все влюблены, какая литература. Я их звала в парк, читать стихи. Мы шли в парк, там были интересные скамейки, поставленные амфитеатром и мы садились, и один выходил в центр, читал стихи, вот так мы проводили 2-3 урока, просто читая стихи друг другу.
Потом пришлось отказаться от этого, потому что настали другие времена, закрыли русские школы. Я не хотела преподавать в армянской школе. Для меня это стало уходом от профессии, от сути. Я ушла в журналистику и на многие годы отказалась от всего. Потом прошло очень много лет, и я поняла, что без этого жить не могу. Любая книжка, которую я читала, в своих фантазиях я выходила с ней к какой-то аудитории. Я должна была о ней рассказать. Много лет учеников заменяли мне моя дочка и сын. Потом я поняла, что только этим и хочу заниматься. Преподавать- банально для меня, мне хочется нести это слово каким-то другим образом. Театральная форма более объемно подает слово. Ты делаешь какую-то оправу, в которую вставляешь слово и не надо о нем что-либо рассказывать, просто сделал и дал. Это намного ценнее, это дает больше пространства зрителю вкладывать свои смыслы, чем если ты выходишь с какой-то лекцией и рассказываешь о художественных приемах поэтического творчества Маяковского и т.д. . Зачем это людям, если они не занимаются филологией, как наукой. Когда они получают это слово, в такой оправе, тогда оно заставляет думать, переосмыслевать что-то в своей жизни, или просто получать тепло, свет, какие-то эмоции. Мне кажется, это важнее, чем рассказывать о поэзии.
Бродячая Собака.
Цель в том, чтобы "Бродячая Собака" стала местом где свет, и для всех собачников, и для зрителей.
В какой-то период жизни я поняла , что не хочу заниматься журналистикой. Я искала, долго искала чем заняться. Ответ я получила во время медитации, и после этого я приняла решение оставить журналистику. Я поняла, что должна передавать свой опыт. Я была на какой-то конференции, и там я встретила Донару Сергеевну, директора университета Месроп Маштоц. Меня как будто за руку повели , я подошла к ней и сказала, что мне нужна работа, и я могу преподавать литературу и русский. Она ответила, что ей действительно нужен учитель. Потом я предложила, что могу создать театр. Она мне позвонила 7 января и 15-ого я уже была зачислена в штат. 19 января была премьера первого спектакля "Подвал Бродячей Собаки".
У меня очень много любимых актеров. Я бы хотела, чтобы некоторые из них сыграли в моих спектаклях. Это было бы очень интересно, например, Олег Янковский, если бы он вышел на сцену, там никого больше и не нужно. Потом, Александр Збруев, Евстигнеев, Леонов- это гиганты. Из женщин- Инна Чурикова.
Идеальный актер- это в первую очередь умный человек. Для меня актер- это ум, внутренняя гибкость, наблюдательность, человек, который подмечает в жизни всякие детали. Конечно, внутренняя свобода и любовь к работе.Интерес к людям, так как актер играет людей и люди должны быть ему интересны, он должен любить людей. Если людей не любить, ты их не увидишь, а актер должен видеть, иначе он не сможет играть.
Любой человек, с кем мы встречаемся- это сюжет для фильма, рассказа. Шукшин писал свои рассказы о людях в его деревне. В его рассказах миллионы смыслов, миллионы красок, актер тоже такой. Кто-то делает какой-то нелепый жест, а он может увидеть в этом жесте что-то большее. Актер должен быть глубоким человеком, пластичным душевно и психически.
Я думаю, всем творческим людям свойственны сомнения. Я почти не знала никогда людей, которые бы сказали про себя, что они гениальны. Если кто-то так говорил, то это были совсем не гениальные люди. Я не люблю ложную скромность. Когда человек знает, что он талантлив, но ломается, "да что вы, что вы". Иногда мне даже кажется, что я написала очередную какую-то "бурду". Это очень плохие мысли. Когда я вижу уже готовый спектакль на сцене, я вижу, и свои слабости, и то, что действительно получилось.
Моим последним желанием было бы долгих лет жизни, здоровья и благополучия моим родным детям и собачникам. Конечно хотелось бы еще, чтобы ребята, которые начали со мной Бродячую Собаку, продолжили мою работу.
У каждого человека есть индивидуальный набор каких-то качеств. Кто-то пишет кистью, кто-то музыку пишет, кто-то выражает свое умение в скульптурах, а кто-то умом. Много есть способов самовыражения, и я уверена, ими обладают все люди. Миссия любого учителя и родителя- распознать индивидуальные качества, таланты каждего и помочь именно этим талантам раскрыться.